Венецианский кинофестиваль

Фильмы Венецианского фестиваля


Венецианский кинофестиваль 2011 - победа российского режиссёра


"Фауст" Сокурова получил "Золотого льва" в Венеции

Александр Сокуров. Фото ©AFP

Александр Сокуров. Фото ©AFP

"Фауст" - финальная часть (основа сценария - первая часть поэмы Гете) исторической тетралогии, в которую входят "Молох", "Телец" и "Солнце".

Венецианский кинофестиваль 2010

Победители
главная награда — золотой венецианский лев — был единогласно присуждён картине


Где-то
Режиссер София Коппола. Конкурс

«Трудности перевода» были впервые показаны именно в венецианском конкурсе; после оглушительного провала «Марии Антуанетты» в Каннах Коппола не снимала несколько лет — и теперь возвращается на Лидо с сентиментальной комедией про знаменитого актера, который подвергает пересмотру собственные эгоистичные установки после случайной встречи с одиннадцатилетней дочерью. В ролике присутствуют розовый пузырь от жвачки, фигурное катание и сердечко, нарисованное маркером на гипсе, то есть все, за что зритель любит Софию Копполу.

Дорога в никуда
Ещё одного золотого льва в качестве специально приза «за заслуги перед кинематографом» вручили Монти Хеллману (Monte Hellman) за фильм  Дорога в никуда (Road to Nowhere). «Хеллман — великий художник, поэт-минималист, чьи работы стали источником вдохновения для всего жюри» — прокомментировал Тарантино решение судей вручить этот приз своему кумиру…

Фильм «Дорога в никуда» рассказывает о съёмках молодым режиссёром криминальной истории. Найдя актрису, как две капли воды похожую на женщину из реальной истории, которую экранизирует молодой кинематографист, и начав съёмки, он выясняет новые и новые нюансы преступления, которые в корне меняют суть дела.


Чёрный лебедь Режиссер Даррен Аронофски. Конкурс
Фильм открытия, триллер о соперничестве двух молодых балерин (Натали Портман и Мила Кунис), мечтающих заменить стареющую (Вайнона Райдер) в главной партии «Лебединого озера». Судя по ролику, «Черный лебедь» — фильм не без кроненберговщины: у героини Портман от профессиональных переживаний начинают натурально резаться лебединые крылья.
Младший брат главного приза кинофеста — серебряный лев вместе с премией за лучший сценарий «Озелла» заберёт с собой в Испанию Алекс де ла Иглесия (Álex de la Iglesia) — автор сценария и режиссёр фильма Печальная баллада для трубы (Balada Triste de Trompeta).

Это гротескная история о белом и рыжем испанских клоунах, которые враждуют во время Гражданской войны в 1967 году. Причина их спора — любовь акробатки. Абсурд в фильме плотно переплетается с реальностью (в течение фильма один из клоунов, будучи рекрутированным милицией, схватит мачете и перерубает солдат), при этом некоторые же сцены в картине — символичны.
Овсянки  Режиссер Алексей Федорченко. Конкурс
Режиссер Свердловской студии Алексей Федорченко долго был тайной надеждой русского кино: его мокьюментари «Первые на Луне» (в шутку награжденное жюри венецианских «Горизонтов» за лучший документальный фильм) остается одним из самых впечатляющих отечественных киноэкспериментов последнего десятилетия. Вторая работа Федорченко, «Железная дорога» (2008), прошла почти незамеченной; фильм «Овсянки» и вовсе оказался тихоходом. Он был готов еще год назад, подвергся перемонтажу, попал в этом году в конкурс «Кинотавра» и был в последний момент снят оттуда по причине приглашения в Венецию. По короткому отрывку, показанному Ситорой Алиевой перед «Кинотавром» в клубе «Цвет ночи», можно сделать вывод, что это нетипичная и интересная картина, несмотря на типичное для нашего кино место действия — глубокую, потаенную провинцию.
Сразу четыре награды получил российский фильм  Овсянки. Приз «Озелла» за операторскую работу досталась Михаилу Кричману. Вместе с тем фильм получил престижную премию FIPRESCI за киноязык и был отмечен экуменическим жюри в лице отца Назарено Таддея. Кроме того, дома у Федорченко после этого феста заведётся мышь — «Золотая мышь», которую вручают итальянские интернет-критики.

Сюжет фильма рассказывает о том, как двое мужчин исчезающего северного народа меря везут тело мёртвой жены одного из них, чтобы похоронить её по особому обряду. Лента снята по прозе и стихам казанского писателя Дениса Осокина.

По словам продюсера фильма, в европейский прокат фильм выйдет уже в конце следующего месяца. Что ж, будем ждать…

«Пережить самого себя (теория и практика)». Режиссер Ян Шванкмайер. Вне конкурса
Снятый в Чехии полнометражный фильм Шванкмайера про человека по имени Евжен, который живет одновременно в двух реальностях — настоящей и вымышленной (вторая, конечно же, лучше). Чтобы не сойти с ума, он обращается к психоаналитику — с самыми драматическими последствиями.
«Черная Венера». Режиссер Абделатиф Кешиш. Конкурс
Первый костюмный фильм Абделя Кешиша («Кус-кус и барабулька»), выходца из Туниса и одного из главных современных режиссеров Франции. «Черная Венера» — экранизация документальной истории чернокожей Сары (Сартье) Баартман, которую под именем «Готтентотская Венера» показывали в европейских цирках начала XIX века.
«Трое». Режиссер Том Тыквер. Конкурс
После голливудского «Интернешнла» Тыквер вернулся в Берлин. Про его фильм пока известно мало, кроме того что это комедия, а заявленные в названии трое — это муж, жена и мужчина, в которого они оба смертельно влюблены.
«Письмо Элии». Режиссер Мартин Скорсезе. Вне конкурса
Никто не снимает документальных фильмов о фильмах лучше Мартина Скорсезе, автора «Истории американского кино» и «Моего путешествия в Италию». Новая работа посвящена Элии Казану — автору «Трамвая “Желание”» с Марлоном Брандо и «К востоку от рая» с Джеймсом Дином, перечеркнувшему свою карьеру сотрудничеством с маккартистами
«Гость». Режиссер Хосе Луис Герин. Секция «Горизонты»
Каталонский формалист, автор «Поезда теней» и «Города Сильвии» (впервые показанного в конкурсе Венецианского фестиваля в 2007-м, а спустя год попавшего во все мыслимые топ-листы англоязычной прессы), снял документальный автобиографический фильм о том, что может увидеть режиссер, застрявшей в большой фестивальной обойме и на пару лет поселившийся в самолете.
«Буря». Джули Теймор. Фильм закрытия
Фестиваль в Венеции закроет инверсированная версия шекспировской пьесы, в которой мудрец Просперо превращается в Просперу, и играет ее Хелен Миррен.

Венеция-2010: День заключительный

Женщины стали героинями 67-го Венецианского кинофестиваля, причем как актрисы, так и режиссеры. Слабый пол в этом году заявил о себе в полный голос. Результатом стало вручение «Золотого льва» драме «Где-то» Софии Коппола. Российские «Овсянки» удостоились приза за операторскую работу, премии ФИПРЕССИ и нескольких других наград.

Решение жюри под руководством Квентина Тарантино вручить «Золотого льва» его хорошей приятельнице Софии Коппола было встречено бурей негодования в пресс-центре. «Мы отдали премию не моей знакомой, а замечательному фильму с отличными актерскими работами, — заявил Тарантино. — Нас очень поразила эта лента. И с каждым днем мы продолжали думать о ней, пока кое-кто из жюри не сказал: „Слушайте, а ведь мы уже посмотрели лучший фильм!“ «Золотой лев» — это приз, который дается за фильм в целом: и за сценарий, и за режиссуру, и за игру — за всё! Так что для нас эта награда была очевидной. И вообще я не понимаю, почему вы возмущаетесь: София же итальянка!»

«Где-то» — это история актера Джонни Марко (Стивен Дорфф), который вынужден влачить довольно жалкое существование. Он разведен, живет в отеле «Шато Мормон», где любит надолго останавливаться голливудский бомонд, скучает даже во время стриптиза, все время хочет спать, гоняет на своей спортивной машине, промотирует фильм и даже принимает участие в записи итальянского телешоу. Единственной отдушиной для Джонни служат встречи с дочерью (Эль Фаннинг).

В этом году в конкурсе было много азиатских фильмов: «Детектив Ди», «Тринадцать убийц», «Норвежский лес», «Канава», — но ни какой из них не получил ни одной важной премии. Зная, что Тарантино — поклонник азиатского кинематографа, журналисты поинтересовались у него, почему так вышло. «Потому что там не было фильмов-победителей», — отрезал режиссер. Впрочем, надо отметить, что Тарантино с честью выдержал испытание.

В частности, пресса недоумевала по поводу вручения Кубка Вольпи за лучшую женскую роль француженке Ариане Лабед, сыгравшей в греческой драме «Аттенберг». «Это очень необычный фильм, — пояснил Квентин. — Мы увидели совсем другую Грецию — индустриальную. В то время как большинство зрителей привыкли смотреть на белые домики, солнце, море и песок, Афина Цангари показывает нам современную страну и рассказывает о ее проблемах. И Ариана была блистательна в этой роли».

Интересно, что лейтмотивом «Аттенберга», как и в фильме Коппола, являются отношения отца и дочери. Марина ухаживает за смертельно больным отцом и параллельно пытается наладить личную жизнь. Если с отцом она отлично находит общий язык, то в случае с мужчинами все гораздо сложнее. Девушка также обожает программы о животных авторства сэра Аттенборо, чья искаженная фамилия и легла в основу названия картины.

Приз за лучшую мужскую роль отошел Винсенту Галло за драму Ежи Сколимовского Essential Killing, что можно перевести как «Необходимое убийство». Галло сыграл араба Мухаммеда, которого американцы арестовывают по подозрению в терроризме и перевозят в тайное закрытое учреждение тюремного типа в Европе. Оттуда Мухаммеду удается бежать и с трудом выживать в заснеженных горах. Винсент Галло на Лидо не приехал, поэтому приз за него получал режиссер-ветеран. И это решение жюри было встречено негодованием ряда журналистов.

Может сложиться ощущение, что пресса осталась недовольна всеми лауреатами, но это не так. Шквалом аплодисментов встречали режиссера испанского фильма «Печальная баллада для трубы» Алекса де ла Иглесия — у него «Серебряный лев» за режиссуру и премия «Osella» за сценарий. Тарантино прокомментировал это событие в стиле персонажей своих фильмов: «Мы дали Алексу приз за сценарий, потому что это был fucking good сценарий! И поскольку я сам сценарист, то прекрасно это понимаю!»

Первые 10 минут «Печальной баллады» можно смело заносить в самые интересные сцены кино 2010 года. Во время гражданской войны в Мадриде забирают всех годных к сражению мужчин. Революционеры врываются в цирк, где идет представление, и со сцены уводят практически всю труппу (включая бородатую женщину). Среди рекрутов поневоле оказывается и рыжий клоун, переодетый в женское платье для номера, который так и остался неисполненным. Клоун с мачете успевает порубить многих вояк Франко, но попадает за решетку. Его сынишка Хавьер пытается освободить отца, но ничего не получается. Проходит 25 лет. Хавьер устраивается на работу в цирк, но, как и советовал отец, становится белым клоуном. Он влюбляется в гимнастку Наталью. Девушка флиртует с ним, но продолжает жить с рыжим клоуном Серхио, любимцем детишек. Но когда Серхио смывает с себя грим, то становится безжалостным тираном. Не в силах выносить издевательства над любимой женщиной, Хавьер решает отомстить и идет на крайние меры.

Трудно не увидеть в фильме ассоциации с политической обстановкой в Испании. Наталья флиртует со свободолюбивым Хавьером, но предпочитает железную руку Серхио. Аллюзии на Испанию и режим Франко не случайны: как говорит сам режиссер, у него на родине все семьи пострадали от гражданской войны, но это не помешало Иглесиа приперчить фильм перестрелками, драками, любовными сценами и сюрреализмом.

Одобрительно отнеслась пресса и к призу «Osella» за операторскую работу Михаила Кричмана. «Овсянки» в зарубежном прокате называются «Тихие души», и Квентин Тарантино пояснил выбор так: «Для меня этот фильм похож на прекрасную поэзию, которая нашла отклик в сердцах всех членов жюри. Какие там актерские работы! Двое мужчин и женщина были великолепны! Мы долго аплодировали фильму, так что я еще раз хочу сказать Алексею спасибо за то, что снял такое замечательное кино!»

В российском названии фильма фигурируют птички овсянки, купленные главным героем по имени Аист. Он работает на бумажном комбинате и очень хочет написать книгу, в которой расскажет о забытых традициях меря. Мифология этого действительно когда-то существовавшего народа сегодня полностью забыта, но была придумана сценаристом Денисом Осокиным. У начальника Аиста Мирона умирает жена Таня, и тот просит героя помочь с похоронами. Мужчины отправляются в очень необычное путешествие в место, где Мирон с Таней когда-то провели медовый месяц, и по дороге они вспоминают покойную.

«Овсянки» также получили приз ФИПРЕССИ, премию отца Назарено Таддеи, приз «Золотая мышь» от ассоциации итальянских интернет-критиков и удостоились специального упоминания SIGNIS. Если премия ФИПРЕССИ уже хорошо знакома киноманам, то остальные награды относительно новые. Отец Таддеи в 1960 году отстоял фильм Федерико Феллини от нападок католической церкви. Премия его имени вручается в Венеции третий год. SIGNIS — это приз экуменического жюри, вручаемый с 2001-го. Итальянские интернет-кинокритики основали свою «Золотую мышь» только в прошлом году.

Премию имени Марчелло Мастроянни, присуждаемую лучшему молодому дарованию, отдали Миле Кунис за роль роковой балерины в «Черном лебеде» Даррена Аронофски. Актриса в Венецию не приехала, так что свои благодарности передала в записи.

Последний приз Тарантино и жюри фактически придумали. Монте Хеллман, снявший «Дорогу в никуда», оказался лауреатом специального «Льва» за выслугу лет. Хеллман, второй режиссер вестерна «За пригоршню долларов», продюсировал «Бешеных псов» Квентина Тарантино. «Присутствие друга в жюри ничего не значит», — убеждал режиссер прессу. Тарантино в свою очередь вспомнил, как Хеллман был в жюри одного из кинофестивалей, где участвовал его фильм: «Думаете, я тогда получил? Ничего подобного!»

Венеция прощается с очередной Мострой и провожает полторы тысячи иностранных журналистов. Во время пресс-конференции с лауреатами погода неожиданно испортилась: подул сильнейший ветер, распахнувший окна в пресс-центре. Старейший в мире кинофестиваль тем самым как будто ознаменовал начало осени и вместе с тем напомнил, что начинается новая киногонка. На сей раз уже за премиями Американской киноакадемии.

2010: Русское чувство меры. "Овсянки" Алексея Федорченко в Венеции

07.09.2010

2010: Русское чувство меры. "Овсянки" Алексея Федорченко в Венеции

Венецианский фестиваль приближается к своей середине, и завышенные ожидания становятся более реалистичными. На общем фоне конкурса выделяются две картины — "Овсянки" Алексея Федорченко и "Ваза" Франсуа Озона. Из Венеции — АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

"Где-то" — так назвала свой новый фильм София Коппола и поведала в нем о трудной жизни голливудских celebrities. Поскольку речь идет об отношениях отца-киноактера в зените славы и его полуброшенной одиннадцатилетней дочери, можно угадать здесь автобиографический мотив: похоже, вслед за Копполой-отцом Коппола-дочь тоже любит семейные драмы. С другой стороны, в фильме есть большой эпизод, напоминающий самую успешную ленту Софии Копполы "Трудности перевода", только судьба забрасывает героя не в Японию, а в Италию. Наследница знатной кинодинастии, хорошо знающая медийный мир, остроумно показывает пустоту жизни секс-символа, которая проходит в легендарном голливудском отеле Chateau Marmont в окружении наемных и добровольных стриптизерш. Однако заявленный в пресс-релизе "экзистенциальный кризис" жидковат, а София Коппола как режиссер оказывается примерно в таком же порочном круге заезженных тем, как и ее герой.

Как только в самом начале фильма "Мираль" Джулиана Шнабеля появилась в роли-камео Ванесса Редгрейв, я заподозрил, что здесь будут бороться за права человека, не щадя остальных людей. Так и вышло: успешный художник, доказавший владение кинорежиссурой в фильме "Скафандр и бабочка", вдруг слепил агитку на тему ближневосточного конфликта. В центре картины судьбы нескольких палестинских женщин, сталкивающихся с израильской агрессией на общем и личном уровне. Все они прекрасны — и те, что пытаются нести мир с помощью образования, и те, что закладывают бомбы в кинотеатрах.

Одна из таких бомб (дело происходит в середине 60-х) взрывается на сеансе, где показывают "Отвращение" Романа Полански с юной Катрин Денев в роли "ангела с бритвой". Спустя почти полвека французская звезда сыграла роль, потребовавшую не меньше смелости. Режиссер фильма "Ваза" Франсуа Озон рискнул предложить диве роль "Луи де Фюнеса в юбке" — карикатурный образ жены промышленника-мачиста. Он изменяет ей направо и налево и считает декоративным украшением своего домашнего интерьера: таких жен во Франции называют potiche (ваза нефункционального назначения). Взяв за основу театральный водевиль, Озон, как и в "8 женщинах", делает из него стопроцентное кино — бравурное, декоративное, насыщенное киноманскими аллюзиями. Когда-то Жак Деми, автор "Шербурских зонтиков", хотел снимать мюзикл с Катрин Денев и Жераром Депардье о любви рабочего активиста и жены хозяина завода на фоне забастовки. Фильм "Комната в городе" был поставлен, но в нем сыграли другие артисты. Озон возрождает давнюю идею и помещает действие на фабрику зонтиков, давая Катрин Денев возможность спеть, а также пробежаться в спортивном костюме. Он опирается на давний творческий альянс двух "Д" французского кино, которые вот уже тридцать лет изображают на экране любовный роман, заставляя даже скептиков поверить в его реальность. Он не просто имитирует, а заново создает стиль интерьеров и одежды 70-х годов, когда происходит действие "Вазы". И при этом фильм, в отличие от развлекательно-синефильских "8 женщин", обладает политической актуальностью. Катрин Денев, чья героиня освобождается от пут домашнего рабства и становится политическим лидером, играет живой манифест феминизма, а Фабрис Лукини в роли ее мужа — пародию на Саркози и Берлускони. Впрочем, феминизм здесь обоюдоострый: ведь во Франции ярлык potiche пристал и к сопернице Саркози — Сеголен Руаяль.

"Ваза", редкая комедия в венецианском конкурсе, сразу стала фавориткой публики, но понравится ли она жюри — это вопрос. Специалисты по фестивальным интригам гадают, как поведет себя Квентин Тарантино. В свое время "Криминальное чтиво" было во многом обязано своей победой Катрин Денев, бывшей вице-президентом жюри в Канне. А с Софией Копполой нынешнего главу жюри связывали неформальные близкие отношения. Но вот в программе появился фильм, который вряд ли кто-то будет лоббировать, однако, кажется, именно он имеет реальный шанс на один из весомых призов.

"Овсянки" не похожи на российское кино "новой волны". В нем другая Россия — не чернушная и не христиански умильная, а метафизическая, во многом фантастическая, придуманная писателем Денисом Осокиным, написавшим прекрасную повесть "Овсянки" и напечатавшим ее под псевдонимом Аист Сергеев. Аистом зовут и одного из трех главных героев "Овсянок", от чьего лица идет повествование. Он работает фотографом на бумажной фабрике, и именно к нему обращается директор с просьбой помочь сжечь тело умершей жены, а потом развеять ее прах по реке. Так поступают со своими покойниками меряне — дожившие до наших времен потомки угро-финского народа меря, сохранившего ритуалы язычества. Лучшим же способом ухода в другой мир считается утонуть в одной из тамошних рек — от Волги до Неи: это голубая мечта любого мерянина. Осуществить ее героям помогают мистические птички овсянки.

После "Возвращения" Андрея Звягинцева, в 2003 году примирившего Венецию с новым российским кино, "Овсянки" стали вторым случаем единодушного приятия фильма from Russia with love. С "Возвращением" картину Алексея Федорченко сближают и великолепная операторская работа Михаила Кричмана, и отсутствие господдержки (по словам режиссера, в Минкульте сочли сценарий "Овсянок" порнографическим, и проект полностью профинансировал продюсер Игорь Мишин). В Венеции же фильм, действительно не чуждый эротики, воспринят как целомудренный и духовный, чего по привычке ждут в мире из России. "Овсянки" уверенно лидируют в рейтинге журнала Variety, опережая работы знаменитых и культовых авторов обоих полушарий. Они нашли горячих сторонников среди критиков молодых и старых, российских и зарубежных, их уже сравнивают с "Дорогой" Феллини и "Зеркалом" Тарковского. Сам Тарантино, великий и ужасный, демонстративно аплодировал стоя на премьере российской картины. Одним словом, ясно, что на наших глазах рождается миф — в положительном смысле этого слова.

Как всякий миф, он несет в себе черты заблуждения. Иностранцы легко поверили, что в современной России, застрявшей меж эпох и цивилизаций, действительно живут-поживают язычники меряне и сжигают своих мертвецов. О том, что это метафора потерянного (а возможно, и никогда не существовавшего) мира, раздавленного катком индустриализации, догадались немногие. Алексей Федорченко давно имеет вкус к mockumentary — ложной документальности, игре в документ. Именно в этом ключе были сделаны "Первые на Луне", и они тоже обманули публику, критиков, даже жюри, наградившее картину как лучшую среди документальных в секции "Горизонты". Теперь Алексей Федорченко готов бороться за "Золотого льва" главного конкурса.

Автор: Андрей Плахов 

Источник


Венецианский кинофестиваль закроется «Бурей»

Фильм Джули Тэймор «Буря» по пьесе Уильяма Шекспира закроет 67-й Международный Венецианский кинофестиваль, который пройдет с 1 по 11 сентября. Также стал известен полный состав жюри, которое в этом году возглавляет Квентин Тарантино.

Главный герой пьесы Шекспира Просперо — бывший герцог Миланский, свергнутый с престола своим родным братом, ныне могущественный волшебник. Джули Тэймор сменила пол Просперо, так что он стал Просперой, а играет ее Хелен Миррен. Как и у Шекспира, у Просперы будет дочь Миранда (Фелисити Джонс), с которой она проживает на отдаленном острове в компании дикаря Калибана (Джимон Хунсу) и духа воздуха Ариэля (Бен Уишоу).

В фильме также снимались Альфред Молина, Расселл Брэнд, Алан Камминг, Дэвид Стрэтэйрн и Крис Купер. Перемену пола героя режиссер объясняет так: «Мне хотелось сделать это, потому что есть актрисы вроде Хелен Миррен, которые никогда не сыграют такие великолепные роли, потому что они написаны для мужчин. Так что мы изменили роль. Это не только не испортило пьесу, но и прибавило ей дополнительной глубины».

Для Джули Тэймор «Буря» стала вторым обращением к творчеству Великого Барда. Бывшая постановщица с Бродвея, Тэймор дебютировала в кино драмой «Тит — правитель Рима» с Энтони Хопкинсом. Интересно, что режиссер уже имела отношение к постановке «Бури», но в театре в 1986 году. Это будет второе появление Джули Тэймор на острове Лидо. В 2002 году картина «Фрида» участвовала в конкурсе фестиваля. Релиз «Бури» в Штатах состоится в декабре, дистрибьютором стал лейбл Touchstone студии Disney.

Также на этой неделе стал известен состав жюри Венецианского кинофестиваля. Гильермо Арриага, Ингеборга Дапкунайте, Арно Деплешен, Дэнни Элфмен, Лука Гуаданьино и Габриэле Сальваторес будут полторы недели смотреть и обсуждать кино в компании главы жюри Квентина Тарантино. Будут присуждаться следующие призы: «Золотой лев» за лучший фильм, «Серебряный лев» за режиссуру, специальный приз жюри, два Кубка Вольпи (лучший актер и актриса), две премии имени Марчелло Мастроянни (лучшим начинающим актеру и актрисе) и две премии «Osella» за лучший сценарий и лучшее техническое достижение.

Мексиканец Гильермо Арриага известен как постоянный сценарист фильмов Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Среди его работ «21 грамм», «Сука-любовь» и «Вавилон». Два года назад Арриага дебютировал в режиссуре и привез свою картину «Пылающая равнина» в Венецию, где она принимала участие в конкурсе.

Актриса Ингеборга Дапкунайте не нуждается в дополнительном представлении российскому зрителю, равно как и композитор Дэнни Элфмен, давний и бессменный соратник Тима Бёртона.

Фильмы французского режиссера Арно Деплешена часто принимают участие в конкурсных программах Венеции и Канн. Лука Гуаданьино — один из самых известных в Италии режиссеров. Дебютировав в Венеции картиной «Протагонисты» в 1999 году, он трижды возвращался на Лидо.

Режиссер и сценарист Габриэле Сальваторес хорошо известен за пределами родной Италии. В 1991 году его драма «Средиземное море» получила премию «Оскар» за лучший иностранный фильм. В этом году критики высоко оценили его новую картину «Счастливая семья».

67-й Венецианский кинофестиваль откроется 1 сентября фильмом Даррена Аронофски «Черный лебедь».

Венеция-2010: «Черный лебедь» расправил крылья

1 сентября начал свою работу 67-й Венецианский кинофестиваль. Фильм открытия «Черный лебедь» показали журналистам с утра пораньше. Натали Портман сорвала бурные аплодисменты во время пресс-конференции.

На Лидо любят Аронофски — он получил приз за своего «Рестлера» и снова возвращается в конкурсную программу. Его «Черный лебедь тоже своего рода производственная драма, как и «Рестлер». Но на сей раз режиссер заставляет свою героиню страдать не только от мук метафорических, но и физических.

По сюжету молодая балерина-перфекционистка Нина получает главную роль в «Лебедином озере». Но для того чтобы адекватно хорошо станцевать партию как Белого, так и Черного лебедя, Нине придется нелегко. Несмотря на всю техничность, которой она обладает, девушке не хватает раскованности. А вот она в избытке имеется у новой танцовщицы Лили. На хрупких плечах Нины непомерная ноша: нужно противостоять деспотичной матери, не дать Лили увести у нее роль, найти в себе Черного лебедя и наконец идеально станцевать Одетту.

При появлении съемочной группы на пресс-конференции раздались аплодисменты, усилившиеся при появлении Натали Портман. Актриса, возможно, сыграла лучшую роль в своей карьере. Аронофски поставил ее на пуанты и вооружил серьезным психическим расстройством — все это вместе дает возможность Натали претендовать на «Оскар» (такие разговоры уже ведутся).

Портман танцевала с четырех лет, но в 13 бросила. Насколько хорошо у нее получается изображать балерину, скажут специалисты, но режиссер шутя признается, что заранее опасается реакции мира балета: «Они там опасные люди! Никогда не знаешь, что они могут сделать!» Аронофски считает, что мир балета и реслинга на самом деле похожи, но идею снять «Черного лебедя» он задумал уже давно.

«Мы обсуждали этот фильм с Дарреном еще в 2002 году. Но тогда ничего не вышло, зато у меня было время подготовиться», — говорит Портман. К чему она явно не была готова, так это к эротической сцене с Милой Кунис. «Он сказал, что я буду заниматься сексом сама с собой! Меня это ужасно заинтриговало!» «Я помню этот разговор! — перебил Натали режиссер. — Ты спросила: „Что?!“ — а я ответил, что пока не знаю, как это будет, но придумаю!»

Разумется, журналисты затронули тему русского балета. «Как без него? Русские в этом преуспевали долгое время, — сказал Аронофски. — Я приехал в Россию, смотрел «Лебединое озеро» в Москве и Санкт-Петербурге. И вот что меня поразило: у них счастливый конец! Представляете? У русских хеппи-энд в «Лебедином озере»! Я был в шоке! Это же русские!»

Вместо стандартной черно-белой гаммы балета Чайковского Аронофски обратился к розовому и зеленому. «Мы с дизайнерами решили, что розовый — это цвет невинности, цвет чистоты и это естественный цвет для балета. Так что мы окружили Нину розовым, а противопоставили ей зеленый — цвет природы и цвет страсти».

Вообще Аронофски был в прекрасном настроении, обещал снять фильм для просмотра на iPad и порадовался, что у независимых кинематографистов теперь есть шансы на лучшую жизнь, ибо технологии становятся дешевле.

«Для меня большая честь, что Марко выбрал наш фильм открывать Венецианский фестиваль — это лучший фестиваль в мире, старейший кинофестиваль и проводится в прекраснейшем месте. Мы работали круглосуточно три месяца подряд, чтобы закончить фильм вовремя», — сказал режиссер.

Венеция-2010: «Спящая красавица» отправляется в «Норвежский лес»

1 сентября в полночь Роберт Родригес показал свой новый фильм «Мачете», а днем рассказал, почему никогда не снимает шляпу. «Спящая красавица» Катрин Брейя открыла программу «Горизонты», а «Норвежский лес» едва не погрузил в сон весь зал.

Появление Родригеса на Лидо неслучайно: его друг Квентин Тарантино в этом году возглавляет жюри. «Я думала, Роберту ни за что не дадут снять этот фильм!» — честно призналась Джессика Альба на пресс-конференции. Родригес, напротив, прекрасно знал, что снимает. Своего «Мачете» режиссер поначалу облачил в форму трейлера к «Грайндхаусу» и только потом, когда поклонники захотели увидеть фильм о безбашенном киллере-мексиканце, приступил к полному метру.

«Многие актеры только играют крутых парней, а Дэнни и есть крутой парень», — режиссер раздавал комплименты сидящему рядом Дэнни Трехо. Реакция зала на действия крутого парня на экране была неоднозначной: кто-то закрывал глаза, кто-то букал, а кто-то пришел в восторг, решив, что Роберт наконец-то вернулся к привычному для себя жанру.

«У меня есть идеи для продолжения и спин-оффа, — сказал Родригес. — Не зря же у меня в трейлере говорилось про сиквелы типа „Мачете убивает снова“!» Журналисты без особого энтузиазма спрашивали режиссера о фильме, так что самым интересным ответом стала реакция на фразу «Снимите, пожалуйста, шляпу». «Шляпу я никогда не снимаю, потому что у меня в ней находится вся крутотень! Если сниму ее, то все пропадет!»

Но вернемся к конкурсной программе. После «Черного лебедя» ее продолжил «Норвежский лес» по одноименной повести Харуки Мураками. Вьетнамский режиссер Чан Ань Хунг пытался передать текст японского писателя с помощью медленного темпа, двухмерных персонажей, вялых эротических сцен и меланхоличной музыки. Однако на выходе получилось кино, вызвавшее массовый исход из зала после первого часа.

Покинув фильм по Мураками, можно было успеть на открытие программы «Горизонты». Она существует с 2004 года и призвана отражать новые тенденции в кинематографе. В этом году отборщики смешали вместе короткий метр и полнометражные фильмы. Право открыть программу получила оригинальная лента провокационного французского режиссера Катрин Брейя «Спящая красавица». В прошлом году Брейя уже обращалась к сказкам, сняв «Синюю Бороду», а в новом фильме она смешала сразу две истории.

По сюжету юная принцесса Анастасия при рождении получает страшный подарок от злой волшебницы и должна умереть, уколов палец веретеном. Слегка опоздавшие и острые на язык добрые феи пытаются смягчить участь девочки. Анастасия не умрет, а просто заснет на сто лет. Девочка вырастает бойкая, наглая, но все равно засыпает, уколов палец, пусть и не веретеном. Анастасии снится сказка про Снежную Королеву, которая завершается отнюдь не нахождением мальчика, украденного хладнокровной злодейкой.

Брейя ловко смешивает реальность и сказку, постепенно приводя свое кино к жесткому и вполне жизненному финалу с уже пробудившейся от сна принцессой.

Второй день фестиваля открылся новой лентой режиссера «Скафандра и бабочки» Джулиана Шнабеля — «Мираль». Мираль — имя героини фильма, а также название красного цветка, растущего на обочине дороги. Кино по большому счету как раз о цветах, но жизни — детях, оставшихся сиротами из-за конфликта Израиля и Палестины. Действие начинается в 1947 году, когда Хинд Хуссейни открывает у себя приют для беспризорных. Она собирает сирот из самых разных уголков Палестины. Со временем она становится приемной матерью чуть ли не тысячи мальчиков и девочек. Героиня Фриды Пинто оказывается в доме Хинд в конце 1960-х и уже в 17 лет начинает борьбу за освобождение родины.

Поднимая тему печально известного конфликта, Шнабель забыл о главном — выписать интересных персонажей, которым зритель сможет сопереживать. К сожалению, Пинто не может вытянуть на себе фильм, да и появляется звезда «Миллионера из трущоб» только на 50-й минуте. Фильм приняли прохладно.

Аплодисменты раздались на финальных титрах «Черной овцы» Асканио Селестини. Итальянский фильм рассказывает историю Николы, пациента психиатрической лечебницы при монастыре. Никола родился в «чудесных шестидесятых», воспитывала его бабка («она всегда была старая — в 1920-х, 1930-х, 1940-х, 1950-х и 1960-х»), поскольку мать лежала в психушке. Герой любит старый анекдот: «В одном дурдоме сто ворот. Два психа решили бежать. Перелезли через 99 ворот, а потом один и говорит: „Слушай, я устал, давай вернемся. Завтра сбежим“».. Психи всегда возвращаются, считает Никола. В некотором смысле он всегда был нормальным, но концентрация идиотов вокруг мальчика зашкаливала. Со временем он обзавелся воображаемым другом, и жизнь в психушке перестала быть скучной. Но встреча Николы с повзрослевшей девушкой мечты превращается в кошмар.

Французская драма Happy Few неподготовленному зрителю покажется похожей на порнофильм. Героев четверо — две семейные пары. Рашель знакомится с Винсентом на работе. Затем они встречаются за совместным ужином. Муж Рашель Фрэнки случайно целует Тери, жену Винсента. Пары меняются супругами — Рашель спит с Винсентом, а Фрэнки с Тери. Со стороны кажется, что это просто эксперимент, но это не просто свинг. Вполне вероятно, что здесь замешаны настоящие чувства. Правда, режиссер настолько увлекается показом эротических сцен, что практически забывает вывернуть сюжет в сколь бы то ни было оригинальное русло. Потому что и так понятно, что подобный расклад ни к чему хорошему не приводит.

3 сентября в Венеции день Джона Ву — знаменитый режиссер получит «Золотого льва» за вклад в искусство. Вечером 2 сентября покажут его новый фильм «Время убийц», а завтра Джон Ву даст пресс-конференцию.

Венеция-2010: Слово критикам

67-й Венецианский кинофестиваль перевалил за середину. Настало время посмотреть, какие оценки выдает зарубежная пресса фильмам основной конкурсной программы.

В понедельник утром журналисты занимали очередь у зала Darsena, чтобы узнать, что за фильм-сюрприз подготовил Марко Мюллер. «Каким должен быть фильм, чтобы поднять вас из постели в такую рань?» — интересовалась корреспондентка немецкого телевидения. «Как минимум боевик!» — отвечали многие, все-таки смотреть драму в 8 утра трудно. Как минимум здоровый храп невыспавшихся работников пера и ноутбука обеспечен.

Но чудо не состоялось. Заявленный фильм-сюрприз оказался драмой китайского режиссера Ван Бина «Канава» — The Ditch — об истории тайных китайских трудовых лагерей в середине прошлого столетия. По залу прокатился тяжелый вздох.

Безумную давку вызвала лента Винсента Галло Promises Written in Water. Режиссер принципиально не делился содержанием своего проекта, так что нужно было это видеть. Галло сам написал сценарий и музыку, сам снял и смонтировал фильм, а также сыграл главную роль. После того как его герой в течение восьми минут повторял фразу «Да, я ей звонил» в разных интерпретациях, послышался нервный смех.

Но главное испытание ожидало прессу утром вторника. Итальянская историческая драма Noi Credevamo длится 201 минуту, то есть почти три с половиной часа. Просмотр стартовал в 8:15, так что тем, кто приезжает на Лидо из Венеции, пришлось встать около шести утра. «Надеюсь, он того стоит», — слышалось в очереди, но, судя по частоте ухода из зала, второе утро подряд ожидания не оправдало.

Каждый день выходит свежий, но очень тоненький номер журнала Variety, из которого можно почерпнуть информацию о грядущих просмотрах и пресс-конференциях. Также там публикуют некоторые новости, но, главное, что интересует всех с утра пораньше, так это оценки уже показанным фильмам. Публикуется средний балл, полученный на основе оценок 21 критика из самых разных зданий — от итальянской La Repubblica до американской Herald Tribune.

Из показанных на сегодняшний день 17 фильмов оценки раздали уже 14-ти. Последнее место занимает французская драма о сексуальной жизни свингеров, щедро приправленная обнаженными телами героев. У Happy Few всего 4,3 балла и 10-е место.

На 9-м «Норвежский лес» по роману Харуки Мураками — 5,7 баллов.

На восьмом «Мираль» Джулиана Шнабеля (5,9). Здесь многие сокрушаются, что фильм получился очень слабый, а исполнительнице главной роли Фриде Пинто достаются отнюдь не самые лестные комплименты по поводу ее актерских умений.

Седьмое место делят два фильма: по 6 баллов ровно у «Паршивой овцы» (кино про сумасшедшего поневоле) и у «Обходного пути Мика» (псевдовестерн с Мишель Уильямс).

На шестом «Необходимое убийство» Ежи Сколимовского (6,7). Винсент Галло играет араба Мухаммеда, взятого в плен американскими военными. Героя перевозят в тайную тюрьму в Европе, откуда он умудряется сбежать. Чтобы выжить в снегу, Мохаммед вынужден убивать. Режиссер взял на главную роль американского актера, потому что, как он сказал на пресс-конференции, ни один араб не согласится играть представителя Талибана.

Пятое место также занимают сразу две картины, причем в названии обеих присутствуют птицы. По 7,1 балла у «Черного лебедя» Даррена Аронофски и у российских «Овсянок». Русский фильм здесь любят и даже считают одним из лучших, несмотря на рейтинг Variety.

7,2 балла и четвертая строчка у «Трофея» Франсуа Озона и «Где-то» Софии Копполы.

Переходим к лидерам. Третье место как раз у фильма-сюрприза — китайской «Канавы» (7,4). Второе (7,5) делят итальянская комедия «Страсти» и чилийская драма Post Mortem. Лента Пабло Леррейна рассказывает о перевороте в Сантьяго 1973 года глазами сотрудника морга.

А вот на первом месте самая нетипичная для Венеции лента «Детектив Ди» режиссера Харка Цуя. Действие происходит в 690 году, когда на императорский трон готовится взойти первая и единственная женщина У Цзэтянь. Энди Лау играет детектива, который расследует дело о загадочном самовоспламенении людей, причастных к строительству огромной статуи Будды.

Выбор критиков как минимум странен. Картина с бюджетом в 13 миллионов долларов выглядит как голливудский блокбастер, так что его лидерство на Венецианском кинофестивале смотрится диковато. Впрочем, впереди еще 10 фильмов и расклад наверняка изменится.


Hosted by uCoz